Принципы управления и функционирования денежной системы. Денежная система

Принципы управления денежной системой. Принципы управления денежной системой представляют собой совокупность правил, руководствуясь которыми государство организует денежную систему страны. К ним относят: 1) централизованное управление национальной денежной системой; 2) прогнозное планирование денежного оборота; 3) устойчивость и эластичность денежного оборота; 4) кредитный характер денежной эмиссии; 5) обеспеченность денежных знаков, выпускаемых в оборот; 6) неподчиненность правительству центрального банка и его подотчетность парламенту страны, или принцип независимости; 7) предоставление правительству денежных средств только в порядке кредитования; 8) комплексное использование инструментов денежно-кредитного регулирования; 9) надзор и контроль за денежным оборотом; 10) функционирование исключительно национальной валюты на территории страны. Раскроем их.

Реализация принципа централизованного управления национальной денежной системой позволяет на основе потребностей развития ставить общие цели и принимать выгодные для экономики страны в целом решения.

Принцип прогнозного планирования денежного оборота означает, что планы денежного оборота подготавливаются как совокупность общих оценок на базе научных представлений о состоянии и перспективах национальной экономики или отдельных ее секторов в будущем. Создание достоверного макроэкономического прогноза - одна из важнейших и самых сложных задач управления. Такие прогнозные планы не имеют директивного характера, и для их реализации не создаются специальные органы административного управления.

Вместе с тем основной финансовый план государства - государственный бюджет - оформляется законодательно и носит директивный характер. Исполнение госбюджета возлагается на правительство в целом и Министерство финансов.

Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота означает, что изменение массы денег, находящихся в обороте, должно коррелироваться с потребностями национальной экономики: возрастать при увеличении потребности, уменьшаться при сокращении потребности с таким расчетом, чтобы не допускать инфляции.

Принцип кредитного характера денежной эмиссии обязывает, во-первых, проводить дополнительные выпуски денежных знаков - как наличных, так и безналичных, только в результате проведения банками кредитных операций, во-вторых, не допускать в оборот денежные знаки из иных источников, включая казначейство государства.

Принцип обеспеченности денежных знаков, выпускаемых в оборот, предполагает, что все заменители реальных денег - денежные знаки - обеспечены различными банковскими активами (золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, товарно-материальными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и др.).

Принцип неподчиненности правительству Центрального банка и его подотчетности парламенту страны связан с принципом государственного строительства, состоящим в разделении властей. Он выражается в том, что Центральный банк страны является структурой, контролируемой парламентом, законодательным органом власти, административно не подчинен исполнительной власти, т. е. правительству или какому-либо иному органу, общественному совету и пр. Только в этом случае Центральный банк способен выполнять функцию поддержания устойчивого курса национальной валюты, соответствующего тенденциям в развитии экономики страны. Если независимость на практике не обеспечивается, правительство получает возможность осуществлять бесконтрольную эмиссию денежных знаков, денежное обращение подвергается угрозе кризиса и разрушения.

Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования выражается в том, что Центральный банк не финансирует правительство.

В случае предоставления средств они выделяются, во-первых, на условиях кредитования и, во-вторых, под определенное обеспечение (государственные ценные бумаги, государственные товарно-материальные ценности, объекты недвижимости и пр.) с целью их гарантированного возврата. В результате ставятся преграды для эмиссионного покрытия дефицита бюджетов всех уровней.

Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования декларирует широкие возможности для Центрального банка в области поддержания устойчивости денежного оборота.

Принцип надзора и контроля за денежным оборотом - неотъемлемая функция системы государственного управления. Постоянный непрерывный надзор и контроль осуществляется уполномоченными государственными органами (финансовыми, налоговыми, банковскими и др.) за наличным и безналичным денежным оборотом.

Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны пронизывает все законодательные акты, относящиеся к денежному обращению внутри государства. В соответствии с ним законными на территории страны являются только те платежи, которые произведены в национальной валюте.

Население имеет право покупать и продавать иностранную валюту за валюту своей страны, накапливать ее, хранить на вкладах в банках, использовать в качестве платежного средства за рубежом.

На базе рассмотренных принципов формируются элементы национальной денежной системы.

Элементы денежной системы. Структура денежной системы и ее элементы определяются мерой соблюдения общих принципов управления и функционирования и регламентируются законодательством страны. При существенных различиях в формах построения денежных систем на разных стадиях развития товарного хозяйства при неодинаковых формах национально-государственного устройства для всех систем характерны некоторые общие черты. Будучи оформленными законодательно, они составляют компоненты денежной системы.

Развитая денежная система страны включает следующие элементы: -

наименование денежной единицы; -

порядок обеспечения денежных знаков; -

эмиссионный механизм; -

структура денежной массы, находящейся в обращении; -

порядок прогнозного планирования; -

механизм государственного денежно-кредитного регулирования; -

порядок установления валютного курса; -

порядок кассовой дисциплины.

Поясним их.

Наименование денежной единицы страны, служащей масштабом цен, устанавливается в законодательном порядке. Основная денежная единица, как правило, имеет десятичное деление на более мелкие виды денежных знаков (1 рубль “ 100 копейкам, 1 фунт стерлингов = 100 пенсам, 1 франк = 100 сантимам, 1 доллар “100 центам, 1 марка =100 пфенингам и т. д.). Подзаконными актами или решениями центральных банков регламентируются виды крупнокупюрных денежных знаков.

Порядок обеспечения денежных знаков - это характеристика видов и основных правил их обеспечения.

Эмиссионный механизм - это регламент выпуска и изъятия денежных знаков из обращения.

В законодательных актах государств обычно делается различие между казначейским эмиссионным центром и Центральным банком как эмитентом банковских билетов. Безналичные деньги выпускаются банками в процессе совершения кредитных операций. Погашение ссуд представляет собой фактическое изъятие безналичных денег из оборота.

Структура денежной массы, находящейся в обращении, включает ряд параметров: соотношение между наличными и безналичными деньгами, между объемами эмитированных купюр разного достоинства. От структуры денежной массы зависит удобство расчетов.

Порядок прогнозного планирования определяет цели и задачи прогнозного планирования, организации и учреждения, составляющих планы, систему самих прогнозных планов денежного обращения, методику их составления и совокупность рассчитываемых параметров и показателей.

Механизм денежно-кредитного регулирования представляет собой, во-первых, совокупность способов, методов, инструментов воздействия государства на денежно-кредитную сферу экономики, во-вторых, включает задачи, объекты и институты денежно-кредитного регулирования, в-третьих, права, обязанности и ответственность органов, его осуществляющих.

Порядок установления валютного курса - это совокупность правил установления курса национальной валюты и порядок обмена национальной валюты на иностранную. Обычно порядок установления валютного курса составляет прерогативу Центрального банка страны, ответственного за поддержание стабильного денежного обращения. Информация о курсе национальной валюты на определенную дату публикуется в официальных периодических изданиях.

Порядок кассовой дисциплины в национальной экономике включает общие правила исполнения денежных расчетов, осуществляемых через кассы, и принципы обеспечения контроля за ними.

Регламент устанавливает формы первичных кассовых документов и формы отчетности, которые обязаны использовать все субъекты хозяйственной деятельности при организации оборота наличных денег.

Первичный контроль за соблюдением порядка кассовой дисциплины возлагается на банки, осуществляющие кассовое обслуживание субъектов хозяйственной деятельности.

Еще по теме 4.2. Функционирование денежной системы:

  1. ГЛАВА 3. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДИАПОЗИТИВНОЙ ЭЛЕКТРОННО-ДЕНЕЖНОЙ ПЛАТЁЖНОЙ СИСТЕМЫ
  2. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ЦИКЛИЧНОСТИ Общие принципы функционирования НИС

1.2 Принципы организации денежной системы

Принципы организации денежной системы - это основополагающий элемент денежной системы. Под ними подразумеваются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему.

Различают следующие принципы организации денежной системы:

1. Принцип централизованного управления денежной системой характерен для административно-распределительной модели экономики. Он реализуется с помощью директивных актов правительства, которые обязательны для выполнения всеми государственными банками и их филиалами. Управление денежными системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают не административные методы управления (хотя и они имеют место), а экономические, когда государство через аппарат центральных банков ставит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения. Реализация принципа централизованного управления национальной денежной системой позволяет на основе потребностей развития ставить общие цели и принимать выгодные для экономики страны в целом решения.

2. Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Он означает, что как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными органами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т.е. ориентиры, к которым надо стремиться. Планы денежного оборота подготавливаются как совокупность общих оценок на базе научных представлений о состоянии и перспективах национальной экономики или отдельных её секторов в будущем. Создание достоверного макроэкономического прогноза - одна из важнейших и самых сложных задач управления. Такие прогнозные планы не имеют директивного характера, а для их реализации не создаются социальные органы административного управления. Исключение составляет такой финансовый план, как государственный бюджет, который при любом типе денежной системы остаётся директивным планом, за выполнение которого отвечает правительство и, как правило, министерство финансов страны.

3. Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что денежная система должна быть организована таким образом, чтобы с одной стороны не допускать инфляцию; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потребности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности. При определённых условиях (спад производства, бюджетный дефицит, недостаточное обеспечение оборота платёжными средствами и др.) устойчивость денежного оборота может быть нарушена, и возникает платёжный кризис. Преодоление такого кризиса возможно с помощью комплекса мер, включающих развитие производства, уменьшение бюджетного дефицита, обеспечение оборота необходимой массой денежных средств и др.

4. Принцип кредитного характера денежной эмиссии - появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате проведения банками кредитных операций. Из других источников, включая казначейства стран, денежные знаки в оборот поступать не должны.

5. Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики денежные знаки обеспечиваются находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обязательствами. При этом золотое содержание денежной единицы с 1992 г. в РФ не фиксируется.

6. Принцип независимости Центрального Банка от правительства и подчиненность его парламенту страны. Он связан с тем, что поддерживание устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей Центрального Банка. Если бы этого принципа не было, всегда бы существовала угроза, что правительство для решения стоящих перед ним задач начнёт «вычерпывать» средства Центрального Банка, и тем самым устойчивость денежного оборота будет нарушена. Принцип независимости Центрального Банка от правительства и подчиненность его парламенту страны связан с принципом государственного строительства, состоящим в разделении властей. Он выражается в том, что Центральный Банк страны является структурой, контролируемой парламентом, законодательным органом власти, административно не подчинён исполнительной власти, т.е. правительству или какому-либо иному органу, общественному совету и пр. Только в этом случае Центральный Банк способен выполнять функцию поддержания устойчивого курса национальной валюты, соответствующего тенденциям в развитии экономики страны. Если независимость на практике не обеспечивается, правительство получает возможность осуществлять бесконтрольную эмиссию денежных знаков, денежное обращение подвергается угрозе кризиса и разрушения. В то же время Центральный Банк может проводить политику, противоречащую текущим задачам государства, поэтому центральный банк систематически должен отчитываться перед парламентом страны, который призван способствовать преодолению разногласий между центральным банком и правительством.

7. Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Обычно в законодательствах стран с рыночной экономикой имеется положение о том, что центральный банк не должен финансировать правительство, а средства ему предоставлять только в порядке кредитования под определённое обеспечение (недвижимость, товарно-материальные ценности, принадлежащие государству, государственные ценные бумаги, другие ценные бумаги, принадлежащие государству (федерации или субъектам федерации)). Применение данного принципа позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Кроме того, использование данного принципа заставляет правительство изыскивать другие источники поступления средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов.

8. Принцип комплексного использования инструментов денежно - кредитного регулирования. Сущность его заключается в том, что Центральный Банк не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе денежного эффекта достигнуть не удаётся.

9. Принцип надзора и контроля над денежным оборотом - неотъемлемая функция системы государственного управления. Принцип надзора и контроля над денежным оборотом - государство через банковскую финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Кроме того, объектом контроля является и соблюдение субъектами денежных отношений основных принципов организации как наличного, так и безналичного оборотов.

10. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Это не означает, конечно, что население не может на территории страны свободно обменивать национальную валюту на валюты других стран, но использовать такую валюту, полученную при обмене, разрешается для платежей за рубежом, а также помещения во вклады в банки. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны пронизывает все законодательные акты, относящиеся к денежному обращению внутри государства.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия "Омега"

Финансовые отношения предприятий в зависимости от экономического содержания можно сгруппировать по следующим направлениям: * возникающие между учредителями в момент создания предприятия по поводу формирования уставного (складочного)...

Бюджетные расходы на образование и культуру

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны...

Денежная политика государства

Высшая конечная цель денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Главным институтом...

Денежная система Республики Беларусь, ее становление и развитие

На мой взгляд, наиболее актуальным направлением совершенствования денежной системы Республики Беларусь является объединение с денежной системой Российской Федерации...

Денежная система России (сущность, содержание и развитие)

Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях

Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России) от 10 июля 2002г., определившим ее правовые основы. Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль...

Денежная система Российской Федерации

Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. В современных условиях необходимо уйти от традиционного определения денежной системы. Данное понятие сложилось в условиях существования старых денежных систем...

Налоги и организация налоговой системы Республики Казахстан

Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства. Налоговые системы могут представлять довольно сложные модели...

Налоговая система Республики Казахстан, становление и перспективы ее развития

налог казахстан поступление система Принципы (от латинского principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начало чего-либо...

Организация финансового менеджмента на предприятии АНОО "Центр Иностранных Языков "Express"

Рассмотрим точки зрения отечественных и зарубежных экономистов о понятиях финансового анализа. Так, в частности И.Т. Балабанов считает, что финансовый анализ - глубокое...

Платежная система Российской Федерации

Наличие эффективной платежной системы способствует осуществлению контроля над денежно-кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных и избыточных резервах...

Принципы внедрения системы бюджетирования в организации

1.1. Понятие и принципы организации системы бюджетирования Система бюджетирования - это организационно-экономический комплекс, представленный рядом специальных атрибутов, введенных в систему управления предприятием...

Принципы организации казначейской системы исполнения бюджета

Развитие новых электронных денежных систем в России

Концепция развития национальной денежной системы, как и любая концепция в трактовке определенного способа понимания предмета исследования, руководящей идеи для его систематического освещения }